Кипарис

С древности к кипарису было особое отношение. За много веков до нашей эры были известны долговечность древесины кипариса и ее прочность. Древние египтяне и финикийцы строили из кипариса корабли, ворота и крыши храмов. Говорят, что двери собора святого Петра в Риме сделаны и кипариса 1200 лет тому назад, но на них не видно следов разрушения.

Также с этим деревом связано много легенд.

Крымская легенда рассказывает о том, что в него превратилась прекрасная девушка, отчаявшаяся дождаться своего возлюбленного из дальнего плавания.

Полюбила красавица Кипариса красивого юношу и решили молодые пожениться. Но были они бедны, и в поисках счастья отправился юноша в дальнее плавание. Кипариса каждый день выходила на высокий прибрежный утес, часами смотрела в морскую даль, ждала появления корабля в море, но любимый все не возвращался.

Когда же, наконец, поняла, что не дождаться ей своего возлюбленного, воздела в горе руки, да так и осталась стоять на утёсе над морем, превратившись в стройное красивое дерево, возносящее свои ветви к небу.

Боги решили превратить ее в стройный, окутанный печалью кипарис, вечно ждущий свою любовь.

По одной из легенд античной Греции, на греческом острове Кеос жил прекрасный олень — друг нимф и людей. Сына царя этого острова звали Кипарис. Он случайно во время охоты поразил оленя копьем. Горе Кипариса было неутешно, он умолял бога Аполлона, чтобы тот позволил ему грустить вечно. Внял ему Аполлон. Юноша превратился в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело его одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял он пред Аполлоном; как стрела, уходила его вершина в небо. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил:

— Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!

На морском побережье в четырнадцати верстах от Алушты жил рыбак с женой. Это были честные, трудолюбивые и очень добрые люди, готовые приютить путников, поделиться последним куском с бедными. Что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них в Крыму. А рядом с доброй шла слава худая — о детях этих честных людей, о трех дочерях родных.

Старшую дочь звали Тополиной. На вид она была безобразной, маленького роста, неуклюжая. А по характеру — злая-презлая. Чтобы досадить соседям, она подслушивала чужие тайны, а потом разглашала их по всему побережью. День и ночь проклинала своих родителей за своё уродство, за крошечный рост. Вторая дочь, Граната, помешалась на розовом цвете. Она упрекала отца и мать за то, что не красавица и что у неё не розовые щечки. Вот если бы она была как роза, все прохожие останавливались бы и смотрели на неё с восхищением. Младшая, Кипариса, была красива и обладала весёлым нравом. Но под влиянием старших сестер тоже насмехалась над отцом и матерью. Мол, родили её на свет божий не днём, а ночью, оттого она такая резвая и смешливая.

Тяжело было родителям слышать упреки детей своих. Но что поделаешь? Любовь родительская слепа и беспомощна. Старики молча сносили проделки дочерей, терпели от них насмешки. И, чтобы избежать неприятностей, часто уходили в горы. Там они жили по нескольку дней.

Однажды, когда они были дома, в хижину ворвались все три дочери. Разозлённые каким-то уличным происшествием, они набросились на отца и мать и начали их избивать.

— О небо, — взмолились родители. — Есть ли силы, которые смогли бы защитить нас от наших детей!

Не успели они произнести эти слова, как раздался голос:

— Тополина! Ты клянешь своих родителей за то, что карлица. Так стань же высочайшим деревом, которое всегда будет без цветов и плодов. Ни одна птица, кроме ворона, не будет вить на тебе гнезда…

— Граната! Твое желание тоже сбудется. Ты станешь деревом с розовыми цветами, и все будут останавливаться и восхищаться ими. Но никто не наклонится, чтобы понюхать эти красивые цветы, потому что они не будут иметь запаха. Плоды твои, ярко-красные в середине, не насытят никого и не утолят ничьей жажды, потому что они не будут созревать…

— Кипариса! Тебя постигнет участь твоих сестер. Ты сетовала на свой весёлый нрав — ты станешь растением красивым и печальным…

Перепуганные насмерть девушки бросились из хижины. За ними выбежали родители. Но детей своих они уже не увидели: во дворе стояли три дотоле неизвестных дерева. Одно взметнуло ввысь свои ветви, словно хотело стать ещё выше, другое было усыпано розовыми цветами, а третье застыло в грустном молчании. И назвали люди эти деревья именами трех дочерей — тополь, гранат и кипарис.