Интервью с фотографом Владимиром Калининым

Предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью с фотографом Владимиром Калининым опубликованного в журнале DIGITAL PHOTO МАЙ 05(73) 2009.
Фото: Владимир Калинин, беседовала и записала Ника Махлина.

Реклама — в первую очередь работа, а не акт творчества Я отношусь к большинству фотографов, которые, полагая так, разделяют свою деятельность: коммерция с одной стороны, искусство — с другой.
Без этого — никак: на единой „музе“ не проживешь, а занимаясь только ремеслом, все равно затоскуешь по независимости.


Язык дела

Так сложились обстоятельства, что я уже зарабатывал съемкой, прежде чем понял, что такое фотография сама по себе. В рекламном бизнесе, которым я занимался долгое время, мне показалось удобным и интересным использовать собственные снимки. Значение фотографии как „вещи в себе“ я осознал уже позже, хотя так и не взялся учиться ей академически. Мое обучение проходило и до сих пор продолжается по ходу
работы — эмпирическим путем. Некоторые приемы, присущие конкретно рекламной съемке, я отрабатывал самостоятельно: например, каждый вечер приходил домой и снимал один
и тот же стакан, стараясь сделать это красиво. Ведь по сути, умением снимать рекламную фотографию мы называем способность выставить в привлекательном свете любой объект. Даже простой стакан можно отобразить так, что его действительно захочется приобрести.

Учиться надо у людей

Чтобы преподавать фотографию, надо хотя бы примерно представлять, как это делают другие, — так
я считал, пока не решил посетить чужие мастер-классы в качестве знакомства с существующей практикой. И с какой ситуацией я столкнулся? Практически все, кто преподает, — самоучки. У нас
нет общей школы фотографии как таковой: что ни программа курса, то индивидуальный подход. У нас нет, к примеру, как во Франции, художественного института, где курс обучения длится
пять-семь лет. Ну, а надо ли идти на курсы здесь лично мне, когда я могу попросить научить меня чему-то знакомого фотографа? И это будет честнее. Если мне в действительности обучаться чему-то не
имеет смысла, так и скажут: тебе не надо. Я сам так многим говорю. Учиться надо у людей.

Реклама требует

Первым делом коммерческий фотограф должен быть технически обеспечен, а потом уже задумываться о художественности. Без первого не будет
второго, потому что у тебя просто-напросто не окажется возможности соответствовать основному требованию заказчика — качеству. У рекламного фотографа в наличии всегда должно
быть все самое новое и дорогое. Если ты хочешь обеспечить хороший результат, то должен снимать на самую лучшую камеру. Сейчас, например, ты просто не имеешь права снимать на „пятерку“ или „двадцатку“. Но, тем не менее, прежде чем выбросить старый фотоаппарат, ты должен понять, устраивает ли тебя новый. Мне, к примеру, хотелось купить Mamiya ZD, но тут вышел новый Canon, и оказалось, что он меня больше устраивает по разным причинам. В идеале, конечно, лучше иметь две камеры: студийную и для каких-то необычных условий. С другой стороны, да, я мечтаю о CONTAX, но если посмотреть на это трезво: а зачем она нужна мне? Клиент, которому действительно необходимы такого уровня снимки, приходит раз в месяц, а то и реже. Но тут все упирается, естественно, и в тривиальный вопрос денег.

Центр внимания

Сегодня заказчик может позволить себе отдать на волю фотографа идею с нуля. Но еще совсем недавно мы работали во времена, когда к тебе приходили с подробными эскизами и требовали четкого следования поставленной задаче. Заказчики и в аппаратуре понимали лучше тебя самого и даже говорили, что куда ставить. Я в таком случае не то чтобы не чувствовал себя фотографом… Я ощущал себя как человек, который просто нажал на кнопку. Сейчас существует и другой, распространенный тип отношений между фотографом и заказчиком, когда к профессионалам с именем обращаются с просьбой „сделать, как вы это умеете“. Заказчик приходит
за тем „исполнением“ и авторским почерком, что видит в моих работах. К кому-то он идет за одним, ко мне — за другим. Например, за умением расставлять акценты: ведь это один из важнейших законов успешности рекламного снимка. Даже если, скажем, я снимаю шикарную раскрашенную мрдель, я все равно сделаю это так, что в центре внимания окажется рекламируемый продукт.

Человеческий фактор

Я снимаю людей, хотя красивую картинку можно получить, снимая и одушевленное, и неодушевленное. И если речь идет о коммерческой фотографии, то я сделаю это не хуже всего остального. Но есть люди, которые выполнят эту работу во сто крат лучше, потому как это их основное направление. Я предпочитаю фотографировать людей, потому что мне это интереснее. Если работа с предметом — это только объект, свет и обстановка, которую ты искусственно создал, то съемка, связанная с людьми, это еще и привязка к эмоциям. При этом интересно, что в этом случае всегда немаловажную роль играет „человеческий фактор“: сегодня фотография может быть одна, завтра — совершенно другая. Все зависит от настроения модели: в один день человек расскажет что-то грустное, в другой — веселое; в зависимости от этого фотографии получаются абсолютно разные. Ну, а в общем, подводя итоги, можно сказать и так: я фотографирую людей, потому что… они умеют говорить.

Компания MegaSPA сотрудничала с фотографом Владимиром Калининым, результатом, – серией фотографий девушек с камнями для стоунтерапии для использования на рекламных постерах, очень довольны.
Ознакомьтесь с портфолио Владимира на его сайте – vladimirkalinin.ru